Независимая оценка качества услуг

https://studyvolga.com

Закупки
Внутренняя система оценки качества образования

Памятка для педагогов и родителей.

11 Янв, 2021

Первые признаки употребления ПАВ.

             Как известно, наркомании и токсикомании трудно лечить и поэтому крайне актуальной является задача раннего выявления употребления психоактивных веществ еще на начальной стадии. При раннем выявлении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, токсические вещества профилактическая работа может проводиться психологом и врачом- наркологом, как в наркологических учреждениях, так и в учреждениях образования. Педагоги, психологи учреждений образования вместе с врачами-наркологами и сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних полиции должны объединять свои знания, учитывать все социально- психологические аспекты поведения подростков и факторы риска, способные спровоцировать употребление ПАВ:  

  • преморбидные особенности характера (аффективная неустойчивость, импульсивность, нестабильность отношений, преобладающие чувства одиночества, пустоты, неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей, недостаточный самоконтроль и

самодисциплина и т.д.); 

  • фактор нарушенной семейной системы (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.д.), злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами в семье несовершеннолетнего;
  • склонность к девиантному и делинквентному поведению;
  • наличие задержки психического и физического развития;
  • негативное влияния на подростков групп сверстников;

          Особое место в работе по профилактике занимает формирование круга интересов подростка, с учетом его склонностей и способностей, оказание воспитательных воздействий и осуществление постоянного контроля за поведением подростков при помощи значимых для них людей. В реализации дифференциального подхода к подросткам хорошим подспорьем является патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). 

Первые настораживающие признаки употребления ПАВ:

  1. Опьянение без запаха спиртного; 
  2. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды; 3. Нарушение сна:

много спит или перестает спать; 

  1. Периодически много ест или совсем теряет аппетит;
  2. Частые смены настроения, чрезмерная эмоциональность, которая может сменяться «уходом в себя», депрессией; 
  3. У ребенка постоянный насморк, он шмыгает носом и трет нос;
  4. Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье; 
  5. Проведение свободного времени в компаниях асоциального типа;
  6. Частые «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми людьми; 10. Резкое снижение успеваемости, увеличение количества прогулов занятий; 11. Потеря интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям; 
  1. Потеря старых друзей, не желание находить новых; 
  2. Постоянно просит денег, не говорит на что; 
  3. Долгое отсутствие дома, при этом из дома пропадают вещи; 
  4. Изменилась речь, появились незнакомые слова; 
  5. Избегает раздеваться даже на пляже, постоянно ходит в одежде с длинными рукавами, даже в летнее время; 
  6. Стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр. Среди вещей вас должно насторожить обнаружение:
  1. Папирос; 
  2. Кусочков фольги; 
  3. Закопченных ложек; 
  4. Шприцов;
  5. Игл от шприцов; 
  6. Резинок для внутривенных инъекций; 
  7. Пузырьков с таблетками; 
  8. Ампул с лекарствами;
  9. Пустых упаковок из-под лекарств; 
  10. Простых ампул; 
  11. Кусочков ваты с высохшим лекарством; 
  12. Бритвенных лезвий со следами белого порошка или бурой грязи; 
  13. Пузырьков с марганцовкой; 
  14. Бутылок с уксусом, ацетоном, пятновыводителем, другими химикатами. Типичные признаки зависимости от наркотиков:
  1. Следы инъекций по ходу вен; 
  2. Периодическая смена цвета глаз; 
  3. Слишком узкие или слишком широкие зрачки; 
  4. Неестественный блеск глаз; 
  5. Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;
  6. Рецепты на наркотические вещества; 
  7. Пакетики со странным содержимым: порошком, сушеными грибами, иностранными однотипными марками; 
  8. Используемое химическое оборудование, без проявления интереса к химии, групповые химические эксперименты. 

              Если вы обнаружили у подростков указанные признаки, необходимо поставить в известность родителей и рекомендовать им обязательно обратиться к специалисту! 

 

 

 

 

Клинические признаки употребления ПАВ.

ВИД

ПРИЗНАКИ

ПЕРЕДОЗИРОВКА 

 

Опиатная  группа  наркотиков

Характерно: сужение зрачков до точечных, которые не расширяются даже в темноте, либо незначительно реагируют на световые раздражители. Выраженная бледность кожи, наличие следов инъекций, ожогов, ссадин по ходу локализации вен. Выраженная сонливость, вялость, расслабленность. Характерны движения почесывания (за счѐт выброса гистамина и расширения сосудов – зуд кожи). Отмечаются артериальная гипотония, брадикардия, гипотермия, угнетение дыхания, сниженная моторная активность кишечника. Подавление рефлекса выделения мочи. Снижение болевой

чувствительности

Сужение зрачков («точечный зрачок»), не реагирует на изменение освещения. Сонливость может прогрессировать вплоть до комы. Контакт с ребѐнком затруднѐн, реагирует только на болевые раздражители. Нарушение сердечного и дыхательного ритмов, что может привести к кислородному голоданию и поражению мозга. Падение А/Д до степени коллапса. Передозировка может привести к смерти.

Марихуана

Характерно: инъекция склер, зрачки расширены; А/Д повышено, пульс учащен. Тонус мышц снижен, мочевыделение затруднено или усиленно. Нистагм, нарушение речевой способности (дизартрия), кожной

Резко расширяются зрачки и перестают реагировать на свет. Пульс учащается до 120 ударов в мин. Возникает оглушенность, возможно развитие сопора, комы и коллапса. Может развиться

 

 

чувствительности       (парестезии).

Наблюдается нарушение координации движений, тремор пальцев рук, иногда дрожание всего тела. Нарушается чувство реальности происходящего, нарушается восприятие длительности времени и пространства. Появляются чувство довольства, эйфория, смех. Обращает внимание дурашливое поведение и смешливость.

Неудержимый смех без повода при групповом

острый психоз, протекающий в форме делирия, сумеречного помрачения сознания, аментивного состояния – неадекватное поведение, наличие слуховых и зрительных галлюцинаций, нарушение ориентации во времени, пространстве, собственной личности..

Летучие ингалянты

Характерно: нарушение речи, замедление реакций, сонливость, потеря болевой чувствительности, галлюцинации, бред, потеря способности к ориентации, мышечная слабость, чувствительность к свету. Чувство – эйфории, легкости, невесомости, полное невосприятие окружающего мира.

Интоксикация. Сильная депрессия. Боли в груди, мышцах, суставах, потеря памяти. Поражение дыхательных путей, спазм бронхов. Риск развития хронических заболеваний бронхов (бронхиальная астма). Кома, поражение головного мозга, паранойя. Смерть может наступить от удушья (в пластиковом пакете), опасного для жизни поведения.

Психостимулятор ы

Соматическими признаками опьянения являются: выраженная тахикардия, гипертензия, бледность лица, сухость во рту (постоянно облизывают губы). Глаза блестят, расширенные зрачки и не суживаются даже на ярком свете, мелкий тремор пальцев рук, повышенная потливость, влажность кожных покровов. Лицо краснеет. Появляется ощущение ползания мурашек, ощущение, что «волосы встают дыбом на голове». Приподнятое настроение и повышенная активность вплоть до суетливости. Сон отсутствует. Возможны некоординированные резкие движения, и судорожные подергивания мышц.

Раздраженность и агрессивность.

Наркотический эффект развивается сразу или через 15— 20 мин после введения и длится 6—

8 ч.

Паника.        Страх        смерти.

Двигательное возбуждение (пострадавший не находит себе места, мечется). Повышение кровяного давления (вплоть до инсульта при передозировке кокаином). Усиление сердцебиения. Влажность кожи. Сильная пульсирующая головная боль. Ощущение сдавливания, боль в грудной: клетке. Пена изо рта. Тошнота, рвота (все перечисленные симптомы могут быть признаками опасного для жизни состояния).

Курительные смеси и аналоги синтетических канабиноидов

Признаки       употребления курительных смесей аналогичны употреблению          марихуаны             (см. выше).

Порождают психические и физические осложнения. Могут привести к болезням дыхательных путей и раку

 

 

гортани, ротовой полости. Употребление курительных смесей чревато приступами, потерей памяти, судорогами, потерей сознания и комой

Антидепрессанты, транквилизаторы

Замедленность движений, оцепенение. Сужение зрачков (точечные зрачки). Хроническое утомление и сонливость.

Апатичность, отсутствие интереса к происходящему. Вязкая, смазанная речь с дизартрией. Выраженное расслабление мускулатуры (внешне проявляется в замедленности движений, подгибании коленей, оцепенении, пребывании в неподвижном состоянии в определенной позе - характерна поза "на корточках").

Медленное поверхностное дыхание. Падение кровяного давления. Ослабление пульса.

Уменьшение частоты сердцебиения. Сужение зрачков (точечные зрачки). Посинение губ и кончиков пальцев. Бледность и сухость кожи. Нарушение сознания (от состояния сонливости до полного отсутствия сознания). Тошнота, рвота. Нарушение речи (невнятное произношение). Все перечисленные симптомы могут быть признаками опасного для жизни состояния.

 

Помните! Чем раньше вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой!

Факторы Риска

Под факторами риска понимают условия, предрасполагающие к формированию зависимого поведения, что является целью первичной профилактики. Факторы, связанные с понижением интереса к употреблению ПАВ, могут называться защитными факторами. Кратко рассмотрим каждую группу факторов риска.

  1. Психологические факторы риска

Необходимо акцентировать внимание на особенностях подросткового возраста, которые сами по себе уже являются факторами риска формирования аддиктивного поведения: - повышенный эгоцентризм; - тяга к сопротивлению, протесту против воспитательных авторитетов; - амбивалентность характера (одновременно стремление быть похожим на взрослого и неприятие мнения взрослого); - стремление к неизвестному, рискованному; - склонность преувеличивать степень сложности проблем; - негативная или несформированная Я-концепция; - низкая переносимость трудностей.

  1. Социальные факторы риска

 Это те условия, которые характеризуют ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения и др.). Начиная с раннего этапа развития ребенка, факторы семейного неблагополучия ребенка являются наиболее опасными. Выделим основные среди них: - семья дисфункциональная (известна положительная корреляция между риском приобщения ребенка к разным видам аддикции и дисфункциональными типами воспитания: гипер-или гипоопека, завышенные требования). Особую значимость приобретает эмоциональная функция семьи, которая реализуется в удовлетворении потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. - конфликтная семья, насилие и жестокое обращение с ребенком, порождающие комплекс психологических проблем у ребенка, что способствует «уходу» в наркотизацию от реальной ситуации. - постоянная занятость родителей, невнимательное отношение к детям, приводящее к потере доверительных отношений.

Социально-коммуникативные факторы риска связаны с взаимодействием детей вне семьи (школа, сверстники). В образовательной среде выделяются следующие факторы риска:

 · плохая успеваемость;

 · негативный психологический климат школы;

 · неэффективные педагогические технологии оценивания учащихся;

 · факты одиночества ребенка в классе, школе, принадлежность к «отвергнутым» (конфликтное пространство);

· факты унижения или давления на детей сверстниками, старшими, взрослыми; 3

 · доступность психоактивных веществ в школе;

 · отсутствие возможности включиться в школьные мероприятия

Социально-средовые факторы риска связаны со средой проживания ребенка (доступность ПАВ, отсутствие развитой досуговой инфраструктуры, близость лесных или не организованных парковых зон, наличие недостроенных объектов). Далее рассмотрим наиболее значимые защитные факторы, связанные с понижением интереса к употреблению ПАВ.

  1. Факторы психологической защищенности:

 · наличие и профессиональная компетентность социальнопсихологических служб;

 · доступность психологической помощи, в том числе консультативной и коррекционно-развивающей.

  1. Индивидуальные факторы защиты:

· социальная адекватность, навыки решения проблем и самостоятельного мышления

 · навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, наличие ресурсов разрешения конфликтов

· личный успех в школьных мероприятиях

· устойчивая способность отказа от участия в любых проявлениях, приводящих к нездоровому поведению

· позитивные ожидания, оптимизм в отношении будущего, сила воли

  1. Защитные факторы образовательной среды:

 · психологически безопасная образовательная среда

 · наличие системы ясных стандартов и правил в школе

· хорошая успеваемость, ожидание успеха в обучении

· возможность участия в общественной жизни

 · развитое ученическое самоуправление

  1. Защитные факторы семейной среды:

 · внимание со стороны родителей к поведению своих детей

· вовлеченность родителей в жизненные интересы, успехи детей

 · безопасная среда, низкий уровень преступности в районе